Миляуша Хайруллина: «Конкурс «Партитура» окрылил меня и помог довести оперу до премьеры»
2024-04-24 14:01
III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» продолжает приём заявок. 40 композиторов станут лауреатами Конкурса и получат фантастический для начинающих авторов шанс услышать свою музыку в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Так что игра стоит свеч, уверена Миляуша Хайруллина, победительница прошлого конкурса в одной из самых сложных его номинаций – «Оперная музыка или музыка оперетты».
- А чем вам запомнился конкурс «Партитура»?
- Прежде всего, невероятно дружественной атмосферой, удивительным вниманием к нам, молодым, ещё никому не известным авторам. Этот интерес к нам даёт веру, что ты нужен, что твоя музыка нужна. На мой взгляд, это безумно важно – поддерживать современных молодых композиторов и давать шанс раскрыться тем, кто живёт и творит сейчас. И ещё я на своём опыте наблюдаю, что людям, нашим современникам, ближе именно современная музыка. Она рождает живые эмоции, более острые, что ли. Даже если человек и представить себе не может, что будет слушать симфонический оркестр, то с концерта современной академической музыки он уходит совершенно окрыленный.
- Помогла ли вам «Партитура»? Обратили ли на вас внимание как на композитора?
- Да, очень помогла. Поначалу было даже сложно предположить, какое влияние окажет на мою судьбу этот конкурс. Оперная (и балетная) музыка – эта та музыка, которой ещё труднее, чем симфонической, выйти в свет и дойти до слушателя. Это крупные формы музыкального театра, сценического производства. Одно дело – написать, а что дальше делать? Написать – это 50 процентов всего процесса. Остальные 50 – это усилия на то, чтобы дать этой музыке жизнь. Композитор ведь переживает не за себя, а за свою музыку. По крайней мере, я это так чувствую. Как мать, которая хочет помочь ребёнку сделать первые шаги, встать на ноги.
В поисках ответов на вопросы, «как помочь своей музыке и что делать», я на момент конкурса «Партитура» уже прошла достаточно долгий и сложный путь: огромное количество переговоров, походов в Министерство культуры, к каким-то коллективам, организациям. Пройдя половину этого сложного пути, я обрела поддержку в лице дирижёра Александра Витальевича Сладковского, который, ознакомившись с партитурой, сказал, что оперу нужно обязательно ставить. А потом случился конкурс «Партитура».
И я хочу сказать, что, несмотря на то, что я находилась в стадии такой вот договоренности с маэстро, конкурс «Партитура» в разы увеличил возможность и шанс дойти до премьеры. Конкурс «Партитура» и победа в нём зацементировали наши договоренности, а победа в нём стала неким «знаком качества», придала уверенности, что эта музыка действительно достойна того, чтобы обратить на неё внимание. Это «уже проверено». Это должно звучать. Поэтому после «Партитуры» дело пошло легче: работа закипела.
- То есть конкурс «Партитура» помог вам поверить в свои силы?
- На «Партитуре» была замечательная атмосфера. Отклик слушателей, жюри, организаторов – это те человеческие эмоции, которые складываются в «броню», которая придаёт тебе силы. И она как бы защищает тебя, даёт силы расправить крылья и сказать: «Нет, это не только я верю в свою музыку. В меня поверили и жюри, и оркестр, и Московская консерватория. Это всё не зря». Конкурс «Партитура» окрылил меня и помог довести оперу до премьеры.