В первый день зрителям и жюри представили сочинения в номинациях «Киномузыка» и «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл». Всего организаторы получили рекордные 1094 работы со всей России, включая новые регионы. Это втрое больше, чем в прошлый раз. Сорок партитур отобрали для живого исполнения.
Прослушивания, или «читки», как называют их организаторы, открыло сочинение Александра Алейникова «Краски жизни» – киносюита в 10 частях для большого симфонического оркестра, семи синтезаторов и семи VST-библиотек. Исполняли, правда, без виртуальных инструментов – только силами МГАСО и дирижёра Александра Клевицкого. Именно желанием услышать своё сочинение в исполнении живого оркестра объясняет своё участие в «Партитуре» Алейников – уже достаточно успешный композитор, инициатор собственного конкурса «ИмпроКлассик» и акции «Всеобщий музыкальный диктант». По словам автора, музыка была написана для трёх разных киноработ и затем «сшита» в одно сочинение из десяти частей. На конкурсе исполнили только те, где не требовались семплеры. «На самом деле там сюжет такой: родился человек, и происходят события от рождения до его какой-то финальной точки в конце жизни», – рассказывает о замысле Александр.
По регламенту Всероссийского конкурса «Партитура» подать заявку мог любой желающий не старше 35 лет. «Безусловно, бывает так, что композитор-любитель тоже хочет поучаствовать, и мы это очень приветствуем. Этот проект высвечивает то количество человек, которые желают сочинять музыку, – говорит председатель оргкомитета конкурса, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова. – В своё время я встречалась с такой, на мой взгляд, не очень правильной позицией педагогов, когда они боятся показывать ещё не выросших своих учеников, не доучившихся. Не надо этого бояться, потому что участие в таком конкурсе даёт человеку понимание, как представлять свою работу». И уровень участников, которые возвращаются на конкурс, добавляет Герасимова, только растёт.
Так, уже в третий раз в финале «Партитуры» – Борис Вишневский. Он представил кинематографическую сюиту «Русь великая! Русь могучая! Русь непобедимая!» По словам автора, это музыка к историческому фильму, который пока находится в стадии предпроизводства: «Там очень много хроники из военного времени, соответственно, требуется мощная оркестровка».
Со сцены прозвучала как музыка к уже вышедшему кино (сюита Олеси Бердниковой из военной драмы «Катюша»), так и к воображаемому. «Повесть» Игоря Шаманова – история о двух горячо любящих друг друга людях, которых разлучает война. «Им предстоит долгая разлука, – рассказывает автор. – Муж встречается со смертью лицом к лицу, а дома жена в это время молится и переживает, мысленно всё время находится рядом с ним. И в самом конце, когда мы слышим просветление, мажорный аккорд, жена узнаёт, что он возвращается к ней. И она в предвкушении ждёт встречи».
Читать с листа произведения современных композиторов – всегда вызов для оркестра, по словам дирижёра и члена жюри конкурса Александра Клевицкого. Конечно, заведомо «неиграбельные» произведения отсеиваются ещё на заочном этапе. И всё-таки только живое исполнение подсвечивает неудобные места, которые не так очевидны, когда композитор работает со звуковой библиотекой. «Во втором отделении у нас будут сочинения, где почти в каждом такте переменный размер, – говорит маэстро. – Несмотря на то, что это более-менее симпатичная музыка, там ещё есть и математика, и быстрый темп, и голова должна успевать это всё поймать. Впрочем, я думаю, что после партитур Эдуарда Артемьева мне уже ничего не страшно!»
Композитор Алексей Попков представил в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл» своё сочинение «Жигули»: «Это не про автомобили, не про пиво, если вдруг у кого-то ассоциация. Жигули – это горы у нас в Самарской области, я из города Тольятти».
Одним из самых запоминающихся моментов стало исполнение двух фрагментов из мюзикла «Элементы мира» на музыку Григория Середина. Перед началом номера с участием четырёх певцов маэстро Клевицкий обернулся к залу и пошутил: «Вы плохо встретили», что усилило и без того громкие аплодисменты. «Это мюзикл для всей семьи, он пока не идёт, – рассказывает Середин. – Эта работа была написана мной какое-то время назад, и сейчас я для конкурса сделал две достаточно сложные сцены. Для меня большое счастье, что они прозвучат публично. Мюзикл – история четырёх стихий, которые рассорились. И чтобы их помирить, нужно найти мелодию. Это практически про конкурс “Партитура”!»
Всего в конкурсе – восемь номинаций, по пять финалистов в каждой. Впереди – «читки» произведений крупной и малой формы, хоровой музыки, опер и балетов. Затем – объявление победителей и финальный гала-концерт 26 ноября.
Особенность «Партитуры», проходящей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – максимально представительное жюри, которое включает почти полсотни деятелей культуры. Среди них – композиторы, в частности Александр Чайковский, Алексей Рыбников, Александр Зацепин, Иван Бурляев, руководители ведущих музыкальных коллективов страны, как, например, Юрий Башмет и Игорь Бутман, худрук ДМТ имени Н.И. Сац режиссёр Георгий Исаакян, руководители хоровых коллективов – Алексей Пузаков и Александр Соловьёв, организаторы престижных фестивалей и музыковеды. То есть потенциальные заказчики и антрепренёры, а также те, кто отвечает за имидж и узнаваемость сочинителя. «Мне как члену жюри будет очень сложно ставить баллы, определять победителя. Надо, чтобы было понятно, современно. В целом высокий уровень», – говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
У филармонической публики, как и музыкальных менеджеров, часто можно встретить предвзятое отношение к современным композиторам. На вопрос, почему их произведения нечасто исполняют в престижных залах, можно услышать ответ, мол, их музыку тяжело воспринимать. Причём это представление переносится на всех – неважно, в каком стиле сочиняет конкретный автор. Неподготовленный слушатель может вообразить нечто провокационное, атональное, немелодичное. Так вот, конкурс «Партитура» – во всяком случае, первый его день – развеивает эти опасения. В произведениях авторов, прошедших на очный этап, слух улавливает знакомые интонации и гармонии.
«Поскольку основа конкурса – это симфонический оркестр, композиторы могут, не стесняясь, написать музыку в достаточно традиционных по языку жанрах, – резюмирует член жюри главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. – То есть это конкурс, направленный, как мне кажется, на демократизацию нашей академической музыки, и это очень здорово. Конечно, эксперименты тоже приветствуются, но, как показывает практика, публика в своём большинстве тяготеет к сочинениям, которые не порывают окончательно с традициями. И средствами симфонического оркестра, конечно же, удобно говорить на привычном музыкальном языке». Кривицкая, которая следит за историей «Партитуры» с момента её создания в 2020 году, отметила положительную динамику в организации конкурса: «Сразу вижу и повышенный интерес публики, и освещение, и продвижение. Очень важно, чтобы произведения не только качественно сыграли, но и о них узнало как можно больше людей. С этими задачами команда Ирины Герасимовой прекрасно справляется».
«Читки» произведений финалистов по-настоящему открытые: их можно посетить бесплатно или послушать трансляцию на медиаплатформе «Орфея». В плейлисты радио также включат произведения лауреатов – со всеми обязательствами перед РАО. Это не считая денежных призов.
Музыкальная жизнь
Прослушивания, или «читки», как называют их организаторы, открыло сочинение Александра Алейникова «Краски жизни» – киносюита в 10 частях для большого симфонического оркестра, семи синтезаторов и семи VST-библиотек. Исполняли, правда, без виртуальных инструментов – только силами МГАСО и дирижёра Александра Клевицкого. Именно желанием услышать своё сочинение в исполнении живого оркестра объясняет своё участие в «Партитуре» Алейников – уже достаточно успешный композитор, инициатор собственного конкурса «ИмпроКлассик» и акции «Всеобщий музыкальный диктант». По словам автора, музыка была написана для трёх разных киноработ и затем «сшита» в одно сочинение из десяти частей. На конкурсе исполнили только те, где не требовались семплеры. «На самом деле там сюжет такой: родился человек, и происходят события от рождения до его какой-то финальной точки в конце жизни», – рассказывает о замысле Александр.
По регламенту Всероссийского конкурса «Партитура» подать заявку мог любой желающий не старше 35 лет. «Безусловно, бывает так, что композитор-любитель тоже хочет поучаствовать, и мы это очень приветствуем. Этот проект высвечивает то количество человек, которые желают сочинять музыку, – говорит председатель оргкомитета конкурса, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова. – В своё время я встречалась с такой, на мой взгляд, не очень правильной позицией педагогов, когда они боятся показывать ещё не выросших своих учеников, не доучившихся. Не надо этого бояться, потому что участие в таком конкурсе даёт человеку понимание, как представлять свою работу». И уровень участников, которые возвращаются на конкурс, добавляет Герасимова, только растёт.
Так, уже в третий раз в финале «Партитуры» – Борис Вишневский. Он представил кинематографическую сюиту «Русь великая! Русь могучая! Русь непобедимая!» По словам автора, это музыка к историческому фильму, который пока находится в стадии предпроизводства: «Там очень много хроники из военного времени, соответственно, требуется мощная оркестровка».
Со сцены прозвучала как музыка к уже вышедшему кино (сюита Олеси Бердниковой из военной драмы «Катюша»), так и к воображаемому. «Повесть» Игоря Шаманова – история о двух горячо любящих друг друга людях, которых разлучает война. «Им предстоит долгая разлука, – рассказывает автор. – Муж встречается со смертью лицом к лицу, а дома жена в это время молится и переживает, мысленно всё время находится рядом с ним. И в самом конце, когда мы слышим просветление, мажорный аккорд, жена узнаёт, что он возвращается к ней. И она в предвкушении ждёт встречи».
Читать с листа произведения современных композиторов – всегда вызов для оркестра, по словам дирижёра и члена жюри конкурса Александра Клевицкого. Конечно, заведомо «неиграбельные» произведения отсеиваются ещё на заочном этапе. И всё-таки только живое исполнение подсвечивает неудобные места, которые не так очевидны, когда композитор работает со звуковой библиотекой. «Во втором отделении у нас будут сочинения, где почти в каждом такте переменный размер, – говорит маэстро. – Несмотря на то, что это более-менее симпатичная музыка, там ещё есть и математика, и быстрый темп, и голова должна успевать это всё поймать. Впрочем, я думаю, что после партитур Эдуарда Артемьева мне уже ничего не страшно!»
Композитор Алексей Попков представил в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл» своё сочинение «Жигули»: «Это не про автомобили, не про пиво, если вдруг у кого-то ассоциация. Жигули – это горы у нас в Самарской области, я из города Тольятти».
Одним из самых запоминающихся моментов стало исполнение двух фрагментов из мюзикла «Элементы мира» на музыку Григория Середина. Перед началом номера с участием четырёх певцов маэстро Клевицкий обернулся к залу и пошутил: «Вы плохо встретили», что усилило и без того громкие аплодисменты. «Это мюзикл для всей семьи, он пока не идёт, – рассказывает Середин. – Эта работа была написана мной какое-то время назад, и сейчас я для конкурса сделал две достаточно сложные сцены. Для меня большое счастье, что они прозвучат публично. Мюзикл – история четырёх стихий, которые рассорились. И чтобы их помирить, нужно найти мелодию. Это практически про конкурс “Партитура”!»
Всего в конкурсе – восемь номинаций, по пять финалистов в каждой. Впереди – «читки» произведений крупной и малой формы, хоровой музыки, опер и балетов. Затем – объявление победителей и финальный гала-концерт 26 ноября.
Особенность «Партитуры», проходящей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – максимально представительное жюри, которое включает почти полсотни деятелей культуры. Среди них – композиторы, в частности Александр Чайковский, Алексей Рыбников, Александр Зацепин, Иван Бурляев, руководители ведущих музыкальных коллективов страны, как, например, Юрий Башмет и Игорь Бутман, худрук ДМТ имени Н.И. Сац режиссёр Георгий Исаакян, руководители хоровых коллективов – Алексей Пузаков и Александр Соловьёв, организаторы престижных фестивалей и музыковеды. То есть потенциальные заказчики и антрепренёры, а также те, кто отвечает за имидж и узнаваемость сочинителя. «Мне как члену жюри будет очень сложно ставить баллы, определять победителя. Надо, чтобы было понятно, современно. В целом высокий уровень», – говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
У филармонической публики, как и музыкальных менеджеров, часто можно встретить предвзятое отношение к современным композиторам. На вопрос, почему их произведения нечасто исполняют в престижных залах, можно услышать ответ, мол, их музыку тяжело воспринимать. Причём это представление переносится на всех – неважно, в каком стиле сочиняет конкретный автор. Неподготовленный слушатель может вообразить нечто провокационное, атональное, немелодичное. Так вот, конкурс «Партитура» – во всяком случае, первый его день – развеивает эти опасения. В произведениях авторов, прошедших на очный этап, слух улавливает знакомые интонации и гармонии.
«Поскольку основа конкурса – это симфонический оркестр, композиторы могут, не стесняясь, написать музыку в достаточно традиционных по языку жанрах, – резюмирует член жюри главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. – То есть это конкурс, направленный, как мне кажется, на демократизацию нашей академической музыки, и это очень здорово. Конечно, эксперименты тоже приветствуются, но, как показывает практика, публика в своём большинстве тяготеет к сочинениям, которые не порывают окончательно с традициями. И средствами симфонического оркестра, конечно же, удобно говорить на привычном музыкальном языке». Кривицкая, которая следит за историей «Партитуры» с момента её создания в 2020 году, отметила положительную динамику в организации конкурса: «Сразу вижу и повышенный интерес публики, и освещение, и продвижение. Очень важно, чтобы произведения не только качественно сыграли, но и о них узнало как можно больше людей. С этими задачами команда Ирины Герасимовой прекрасно справляется».
«Читки» произведений финалистов по-настоящему открытые: их можно посетить бесплатно или послушать трансляцию на медиаплатформе «Орфея». В плейлисты радио также включат произведения лауреатов – со всеми обязательствами перед РАО. Это не считая денежных призов.
Музыкальная жизнь