Новости

Творческий дух русского музыкального мира не гаснет

Весной на пресс-конференции приза “Бенуа де ла Данс” обсуждался вопрос присуждения премии композитору. В контексте этого обсуждения было с сожалением отмечено, что почти не из кого выбирать — на слуху и на виду одни и те же давно известные лица и фамилии. И действительно, если посмотреть на балетный репертуар Большого театра, то может показаться, что 21 век породил только одного балетного композитора — Илью Демуцкого, и ему можно соревноваться разве что с самим собой.

Но это не так. Конкурс “Партитура” доказывает обратное (проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с Российским государственным музыкальным телерадиоцентром "Орфей" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в стенах Московской консерватории). В России очень много совершенно молодых (до 35 лет) композиторов, которые успешно пробуют писать музыку в самых разных жанрах, при этом не грязнут в додекафонии, не ударяются в подражательство, не занимаются безыскусной склейкой кусков фрагментов всем известной классики, “освежая” оркестровку. У них достаточно своих идей. В их музыке есть и ярко выраженный тематизм, и точно выстроенная драматургия.

Судит конкурс “Партитура” многочисленное почтенное жюри. Результаты станут известны после прослушивания произведений во всех номинациях 26 ноября. Пока же главным публичным оценщиком может выступать пресса, выбирая фаворитов. Наше дело не раздать места, а рассказать о неповторимой индивидуальности партитур, представленных на конкурс.

19 сентября произведения конкурсантов на сцене МГК исполнял Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр (художественный руководитель Иван Никофорчин). Дирижировал заслуженный артист РФ Алексей Ходорченков. По большому счёту на консерваторской сцене не было непримиримых конкурентов. Представленная музыка разнофункицональна, и каждая может найти в этом мире место, предназначенное только ей.

Так, популярный язык партитуры Андрея Скобельского (26 лет) идеален для увлекательного, приключенческого, красочного, но вместе с тем простого по хореографии спектакля с обилием разъяснительной пантомимы в стиле драмбалета. Подходящей площадкой для театрализации этой музыки может стать Детский музыкальный театр имени Наталии Сац или “Кремлёвский балет”.

Симфоническая балетная картина “Любовь и война” Владимира Шилькрота (19 лет) способна стать любимой многими, дай ей широкую дорогу. Если говорить о её визуальном эквиваленте здесь, конечно, нужен хореограф с тонким внутренним устройством и трепетные танцовщики-исполнители. Эта музыка могла бы пройти лейтмотивом сквозь какой-нибудь фильм — тёплый, душевный, который говорил бы о том, что любовь и вера сильнее боли, разлуки, беды, войны… Дыхание юности чувствуется в каждом звуке этой партитуры, она очень живая, вернее даже, оживляющая, весенняя. Эта партитура — тот случай, когда кажется, что ты её где-то слышал, но не потому, что плагиат, а потому что ей удаётся сразу стать родной сердцу.

“Рождественская увертюра” Артёма Гаркавцева (27 лет) — не замена, но оригинальная альтернатива “Щелкунчику” и “Jingle Bells”. Она достойна встать в ряд с той музыкой, что каждый год рисует новогоднее настроение в нашем сердце. Ей не обязательно иметь некое сценическое воплощение, она насколько классична, настолько и демократична по своей сути, и может звучать всюду — не только в концертных залах, но и в театральных фойе во время антрактов в новогоднюю пору, и в кафе, и на улице, и в праздничных магазинах, и на катке. Это музыка для создания атмосферы — лёгкая, однако, не примитивная.

Музыка Андрея Гутника (27 лет) — подтверждение того, что творческий дар даётся от Бога, ему не научишь. Андрей не имеет профильного образования, в музыке он самоучка. Однако, этого не скажешь, слушая фрагмент из балета “Дети у Христа на ёлке”. Волшебная, образно богатая и очень добрая музыка.

Фрагмент из оперы “Орлы Урала” дал повод порадоваться за развитие и процветание национального искусства. Опера исполняется на башкирском языке, и конечно, ей прямая дорога на сцену Башкирского государственного академического театра оперы и балета. То-то будет подарок для уфимских зрителей!

Из всех произведений зрелостью и масштабом композиторского (Валерий Макаров) и исполнительского мастерства (певцы: Элеонора Макарова, Пелагея Куренная, Данила Чернецов) выделилась опера “Велга, или легенда о девушке-чайке”. Валерию Макарову всего 23 года, но его послужной список огромен. Он, как певец, активно сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Большой театр России, Новая опера, Санктъ-Петербургъ Опера, и то, что он создаёт, как композитор, по своему качеству также ориентировано на самые большие площадки. Опера — родная стихия, воздух Валерия Макарова. Родственно близкое общение с стилистически разной музыкой сделало его натуру тоньше, мудрее, сформировало свободу композиторского языка. На оперной сцене Валерий прославился, как увлечённый артист, придающий огромное значение драматической составляющей любого образа. Детальной проработкой драматургии отличается и его композиторское творчество. Богатая по колористической палитре музыка буквально говорит со слушателем, вызывая яркие образные ассоциации. В музыке этой ней нет места развлекательности, но есть место героике, строгости, сильному романтическому порыву. Она отрицает поверхностный взгляд на себя, требует от слушателя-собеседника полного погружения.

Выбор сюжета подчеркивает высокий культурный уровень автора. Ключевой смысл произведения — духовное самопожертвование, как основа христианской любви. За основу взят рассказ "Велга" русского классика Ивана Бунина. В роли либреттистов выступили Анна Нифантьева и Григорий Хубулава.

Грозный размах, суровая патетика увертюры заставляет говорить о духовном родстве Валерия Макарова с Рихардом Вагнером. Между тем, мерцающая таинственность водной стихии, спрятанная в причудливых гармониях, намекает на то, что автору близок и экспериментаторский мир музыки 21 века с его нарушением границ привычного. Композитору удалось найти редкостный баланс между оркестровой и вокальной партиями. Музыка не упрощается в угоду вокалу, не теряет своей самоценности, интересна даже вне контекста голоса и, тем не менее, ведёт с голосом красивый диалог. Вокальные партии по-прокофьевски сложны, в интервальном отношении выстроены специфически, не слишком легко, требуют безупречного музыкального слуха, идеального интонирования, а также особой глубины и плотности тембра голоса исполнителей. Певцы, которым молодой композитор доверил своё творчество, подошли к своей миссии ответственно. Их выступление не было пробным камнем, репетицией на зрителя. Чувствовался высокий профессионализм, максимальная самоотдача, собранность. Свободно вёл свою партию баритон Данила Чернецов, обладающий приятным спокойным благородным тембром. Достойно справилась с непростым материалом Пелагея Куренная. Ударная нагрузка упала на голос сопрано Элеоноры Макаровой. Певица раздвинула границы возможностей своего голоса, продемонстрировав магнетическую волю, которую он может излучать, максимально затемнив краски тембра, крепким дыханием дав звуку величие и силу.

Хочется надеется, что колоссальная работа, которая была проделана композитором и влюбившимися в его талантливую музыку певцами, будет оценена по достоинству, и крупные театры столицы не побоятся взять на себя ответственность за полномасштабную постановку “Велги”. Большое произведение, достойное Большого, доказывает, что сила русской музыки не только в её прошлом, но и в самом близком настоящем.

Вера Чистякова

«Музыкальные сезоны»