Новости

III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Финал

2024-11-29 11:08
III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» объявил имена победителей и лауреатов в восьми номинациях. Церемония награждения с гала-концертом прошли в Большом зале Московской консерватории 26 ноября.

Произведения победителей исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр, а дирижёры менялись. За пульт вставали Сергей Кондрашев, Александр Клевицкий, Михаил Голиков, Алексей Ходорченков, Николай Хондзинский. Все дирижёры участвовали в прослушиваниях финалистов. Также к в концерте участвовал Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьёва.

В номинации «Киномузыка» победу одержала Олеся Бердникова из Гатчины с сюитой из кинофильма «Катюша». Музыка Олеси полна драматизма и кинематографичности, эпизоды контрастны: нежная лирика сменяется жёсткими «ударами судьбы», противостоять которым человек не в силах.

Алексей Попков из Тольятти, победитель в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл», порадовал жюри и зрителей оркестровой пьесой «Жигули». Произведение, вобравшее в себя элементы эстрады и классического симфонизма, отличается ярким мелодизмом.

«Жигули — это местность, это горы. Я из города Тольятти, у нас рядом с городом на Волге стоят горы Жигули. Очень древние, там когда-то прятался Степан Разин. Я написал пьесу под впечатлением от отдыха там».

Победительница София Круглова из Москвы представила на гала-концерте симфоническую поэму «Проща(е)ние», произведение малой формы, но глубокого эмоционального содержания. Музыкальное творение Софии погружало слушателей в размышления о времени, силе прощения и ценностях. Цель автора достигнута.

«Произведение было написано, чтобы слушатель задумался о своих близких людях, о том, что его волнует», — рассказывает София.

Артём Ромоданов, также из Москвы, получил гордое звание победителя за пьесу для большого симфонического оркестра «In Red». Масштабное произведение продемонстрировало великолепное понимание возможностей симфонического оркестра его автором и смелое использование им современных музыкальных техник.

«Общий конфликт на всех уровнях: в гармонии, темпах, размерах, контрастах между группами оркестра и в тематическом плане», — характеризует Артём свой опус.

Победивший в номинации «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром» Константин Борисов представил Концерт для трубы с оркестром — сочинение виртуозное, технически сложное и оригинальное.

Ильяс Камалов из Казани привёз на конкурс оперу на башкирском языке «Орлы Урала». С ней и победил. Произведение эпичное, с развёрнутыми хоровыми сценами, продолжает традиции «Могучей кучки» и рассказывает об участии башкирского войска в войне с Наполеоном. Тему Ильяс выбрал не случайно:

«Наши родители из Башкортостана. Мы провели там детство у бабушки с дедушкой. Башкирия для нас родина, а это произведение выражает наш патриотизм».

Молодой композитор из Ростова-на-Дону Артём Гаркавцев представил «Рождественскую увертюру». Это произведение для балета пронизано атмосферой любимого всеми праздника и волшебства, что моментально выводит его за рамки жанра и делает идеальным сопровождением для зимних вечеров; а звучащая в исполнении колоколов и узнаваемая с первых нот тема «В лесу родилась ёлочка» заставляет улыбаться и взрослых, и детей.

«Это первая моя проба в написании для симфонического оркестра. Мне хотелось одновременно поэкспериментировать с тембрами и синтезировать идею Рождества, праздника. Ну и когда это всё совпало, получилось это произведение», — рассказывает Артём.

Лучшим хоровым произведением признали патриотичную кантату «Духом сильный народ» москвича Алексея Чернакова, написанную в память о воинах-сибиряках.

«Мне эта тема близка, потому что я родился в Новосибирске. Первая часть „Через Волгу на тот свет“ повествует об одном из переломных моментов в битве за Москву, декабрь 41-года. Нужно было форсировать Волгу в районе города Калинин, нынешняя Тверь. Они шли на верную смерть, но задачу выполнили. Мой двоюродный дед участвовал в этой операции», — рассказывает Алексей.

Все победители конкурса «Партитура» получат денежные призы, а их произведения разместят в нотном архиве на медиаплатформе «Орфей» в общем доступе. Узнать больше о том, как проходил конкурс, и его участниках можно здесь.

«Партитура» и её финальный концерт однозначно показали, академическая музыка в России жива, перспективна и многообразна, а молодые авторы готовы творить в полную силу своего таланта во всех известных жанрах и стилях.

Радио «Орфей»