В Большом зале Московской консерватории продолжаются открытые прослушивания финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». 19 сентября Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Алексея Ходорченкова исполнил оперную и балетную музыку.
Старт читкам дала балетно-симфоническая сюита «Капитан Немо» (прозвучали первая и пятая части) молодого композитора из Подмосковья Андрея Скобельского, для которого участие в «Партитуре» несомненно значимо.
«Это великий конкурс. Это и знакомства с композиторами, и работа с оркестром, дирижёром. Ты видишь плюсы и минусы своих произведений, понимаешь, что можно улучшить. Это всегда очень ценно», — считает финалист.
Мощным этническим акцентом в первом отделении стали две сцены из балета «Земля веры — Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой, уроженки Улан-Удэ:
«Это балет о перерождении нас в разных мирах и взаимодействии / противодействии шаманизма и буддизма. Либретто основано на летописях, мифах и легендах. Есть аллюзии на шаманский обряд, национальные интонации, но прямого цитирования народной музыки в балете нет».
Легендой о девушке-чайке из рассказа Ивана Бунина «Велга» вдохновился москвич Валерий Макаров:
«Ещё в детстве, занимаясь в театральной студии, мне запомнилась северная легенда Ивана Бунина „Велга“. Тогда я подумал: „Какой это простор для композитора, эта философская и трагичная история о любви, жертвенности и духовной сакральности.“ Уже будучи взрослым я написал камерную оперу».
Сразу два литературных первоисточника лежат в основе балета Андрея Гутника «Дети у Христа на ёлке»: сказка Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
«Это мой первый опыт работы с оркестром и возможность услышать свою музыку, учесть нюансы, которые пригодятся в дальнейшей работе», — Андрей тоже впечатлён участием в конкурсе.
При выборе сюжета для будущих опер и балетов у финалистов «Партитуры» можно обнаружить две тенденции, и обе они связаны с традициями российской музыкальной культуры. Часть авторов вдохновляется монументальными, эпическими темами в духе Бородина и Мусоргского. К таким произведениям можно отнести симфоническую балетную картину о противостоянии света и тьмы «Любовь и война» Владимира Шилькрота и оперу «Орлы Урала» казанского композитора Ильяса Камалова, посвящённую Отечественной войне 1812 года и рассказывающую о башкирских лучниках, восставших против Наполеона.
«Это большая радость и счастье для меня — прозвучать в легендарном Большом зале Московской консерватории с великолепными оркестром и дирижёром», — восторгается Ильяс.
Другая тенденция — выбор сказочных сюжетов. Она уходит корнями к глинкинскому «Руслану» и к моцартовским зингшпилям. Среди прозвучавших на «Партитуре» опусов (разумеется, фрагментарно) таковы опера «Принцесса и Свинопас» Алины Подзоровой, написанная по сказке Андерсена; зингшпиль «Мартин-воитель» Дмитрия Яковлева и опера Петра-Даниэля Бойкова «Бриллиант десяти сил», вдохновлённая японской сказкой Кэндзи Миядзавы.
Конкурс «Партитура» становится значимым шагом в карьере каждого участника. Даже для опытных композиторов, у которых за плечами победы во многих российских и международных состязаниях.
«Этот конкурс замечателен тем, что можно поучаствовать в разных номинациях и услышать своё сочинение, написанное для масштабных составов. Например, для тройного состава оркестра и большого хора», — рассказывает Алина Подзорова, произведения которой звучат на Дягилевском фестивале, «Московской осени», «Другом пространстве» и других крупных смотрах.
Анастасия Дружинина предлагает увеличить возраст участников до сорока лет:
«После тридцати ты как композитор только начинаешь существовать, начинаешь понимать, в какую сторону идти. Хочется больше проявлять творческую активность, и конкурсы в этом помогают очень сильно. Работа с дирижёром, с партитурой, с акустикой — нельзя, прочитав книги, всё это осознать до конца. Только через практику, которой у композитора должно быть очень много».
Нельзя не восхититься мастерством Алексея Ходорченкова, который настолько гибко и виртуозно ведёт оркестр и погружается в стилистику исполняемого, что кажется, будто дирижёр изучал каждую партитуру не один месяц. Но это не так.
«Для дирижёра подобные конкурсы — тест на профессионализм, потому что время для подготовки ограниченное, всего несколько недель на изучение всех партитур. Перед первой репетицией уже нужно досконально знать произведение. Оркестранты живо реагируют, играют с удовольствием, если музыка им нравится. И наоборот», — тотальное погружение в партитуры состоялось: после двух отделений маэстро выжат и перед беседой просит перерыв.
Финальные прослушивания в жанрах оперы и балета заинтересовали профессуру ГИТИСа. Ксения Попова, декан балетмейстерского факультета, видит здесь перспективное сотрудничество:
«Для наших студентов такие прослушивания интересны. У нас, к сожалению, не часто случаются встречи с молодыми композиторами, но важно, чтобы творческие люди объединялись здесь и сейчас и создавали новые произведения на стыке творческих сил. Это возможность новых высказываний».
Галина Тимакова, доцент кафедры режиссуры, режиссёр «Геликон-Оперы», приятно удивлена:
«Я не любитель радикальной, авангардной музыки. Отношусь к ней осторожно. И было приятно обнаружить в исполняемых сегодня произведениях человечность, музыкальность, соответствие жанру. Надеюсь, молодые композиторы продолжат нас радовать, а современная академическая музыка придёт в театр.
Нужно открывать новое, а режиссёрам уметь работать с композиторами. Как Борис Покровский работал с Холминовым, Шостаковичем, Прокофьевым. Взаимодействие двух живых творцов приведёт к хорошему результату, потому что есть диалог.
Я буду рада если мои молодые режиссёры выберут на диплом произведения молодых композиторов».
Музыкальное утро в БЗК оказалось действительно насыщенным и наполненным вдохновением. Нечасто в Москве представляют на большой сцене такое изобилие разных композиторских стилей и еще реже можно увидеть всех авторов вживую и пообщаться с ними. Конкурс «Партитура» в очередной раз подтверждает свою значимость в развитии современной музыкальной культуры и знакомит публику с произведениями, которые, возможно, станут классикой завтрашнего дня.
Трансляции открытых прослушиваний проходят на медиаплатформе «Орфей», там же можно посмотреть запись предыдущих читок.
Конкурс «Партитура» продолжится 8 октября в Большом зале Московской консерватории. За дирижёрский пульт МГАСО встанет худрук Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев. Прозвучат произведения для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром. Для зрителей вход на все прослушивания бесплатный по регистрации.
Наталия Сергеева
Радио «Орфей»
Старт читкам дала балетно-симфоническая сюита «Капитан Немо» (прозвучали первая и пятая части) молодого композитора из Подмосковья Андрея Скобельского, для которого участие в «Партитуре» несомненно значимо.
«Это великий конкурс. Это и знакомства с композиторами, и работа с оркестром, дирижёром. Ты видишь плюсы и минусы своих произведений, понимаешь, что можно улучшить. Это всегда очень ценно», — считает финалист.
Мощным этническим акцентом в первом отделении стали две сцены из балета «Земля веры — Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой, уроженки Улан-Удэ:
«Это балет о перерождении нас в разных мирах и взаимодействии / противодействии шаманизма и буддизма. Либретто основано на летописях, мифах и легендах. Есть аллюзии на шаманский обряд, национальные интонации, но прямого цитирования народной музыки в балете нет».
Легендой о девушке-чайке из рассказа Ивана Бунина «Велга» вдохновился москвич Валерий Макаров:
«Ещё в детстве, занимаясь в театральной студии, мне запомнилась северная легенда Ивана Бунина „Велга“. Тогда я подумал: „Какой это простор для композитора, эта философская и трагичная история о любви, жертвенности и духовной сакральности.“ Уже будучи взрослым я написал камерную оперу».
Сразу два литературных первоисточника лежат в основе балета Андрея Гутника «Дети у Христа на ёлке»: сказка Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
«Это мой первый опыт работы с оркестром и возможность услышать свою музыку, учесть нюансы, которые пригодятся в дальнейшей работе», — Андрей тоже впечатлён участием в конкурсе.
При выборе сюжета для будущих опер и балетов у финалистов «Партитуры» можно обнаружить две тенденции, и обе они связаны с традициями российской музыкальной культуры. Часть авторов вдохновляется монументальными, эпическими темами в духе Бородина и Мусоргского. К таким произведениям можно отнести симфоническую балетную картину о противостоянии света и тьмы «Любовь и война» Владимира Шилькрота и оперу «Орлы Урала» казанского композитора Ильяса Камалова, посвящённую Отечественной войне 1812 года и рассказывающую о башкирских лучниках, восставших против Наполеона.
«Это большая радость и счастье для меня — прозвучать в легендарном Большом зале Московской консерватории с великолепными оркестром и дирижёром», — восторгается Ильяс.
Другая тенденция — выбор сказочных сюжетов. Она уходит корнями к глинкинскому «Руслану» и к моцартовским зингшпилям. Среди прозвучавших на «Партитуре» опусов (разумеется, фрагментарно) таковы опера «Принцесса и Свинопас» Алины Подзоровой, написанная по сказке Андерсена; зингшпиль «Мартин-воитель» Дмитрия Яковлева и опера Петра-Даниэля Бойкова «Бриллиант десяти сил», вдохновлённая японской сказкой Кэндзи Миядзавы.
Конкурс «Партитура» становится значимым шагом в карьере каждого участника. Даже для опытных композиторов, у которых за плечами победы во многих российских и международных состязаниях.
«Этот конкурс замечателен тем, что можно поучаствовать в разных номинациях и услышать своё сочинение, написанное для масштабных составов. Например, для тройного состава оркестра и большого хора», — рассказывает Алина Подзорова, произведения которой звучат на Дягилевском фестивале, «Московской осени», «Другом пространстве» и других крупных смотрах.
Анастасия Дружинина предлагает увеличить возраст участников до сорока лет:
«После тридцати ты как композитор только начинаешь существовать, начинаешь понимать, в какую сторону идти. Хочется больше проявлять творческую активность, и конкурсы в этом помогают очень сильно. Работа с дирижёром, с партитурой, с акустикой — нельзя, прочитав книги, всё это осознать до конца. Только через практику, которой у композитора должно быть очень много».
Нельзя не восхититься мастерством Алексея Ходорченкова, который настолько гибко и виртуозно ведёт оркестр и погружается в стилистику исполняемого, что кажется, будто дирижёр изучал каждую партитуру не один месяц. Но это не так.
«Для дирижёра подобные конкурсы — тест на профессионализм, потому что время для подготовки ограниченное, всего несколько недель на изучение всех партитур. Перед первой репетицией уже нужно досконально знать произведение. Оркестранты живо реагируют, играют с удовольствием, если музыка им нравится. И наоборот», — тотальное погружение в партитуры состоялось: после двух отделений маэстро выжат и перед беседой просит перерыв.
Финальные прослушивания в жанрах оперы и балета заинтересовали профессуру ГИТИСа. Ксения Попова, декан балетмейстерского факультета, видит здесь перспективное сотрудничество:
«Для наших студентов такие прослушивания интересны. У нас, к сожалению, не часто случаются встречи с молодыми композиторами, но важно, чтобы творческие люди объединялись здесь и сейчас и создавали новые произведения на стыке творческих сил. Это возможность новых высказываний».
Галина Тимакова, доцент кафедры режиссуры, режиссёр «Геликон-Оперы», приятно удивлена:
«Я не любитель радикальной, авангардной музыки. Отношусь к ней осторожно. И было приятно обнаружить в исполняемых сегодня произведениях человечность, музыкальность, соответствие жанру. Надеюсь, молодые композиторы продолжат нас радовать, а современная академическая музыка придёт в театр.
Нужно открывать новое, а режиссёрам уметь работать с композиторами. Как Борис Покровский работал с Холминовым, Шостаковичем, Прокофьевым. Взаимодействие двух живых творцов приведёт к хорошему результату, потому что есть диалог.
Я буду рада если мои молодые режиссёры выберут на диплом произведения молодых композиторов».
Музыкальное утро в БЗК оказалось действительно насыщенным и наполненным вдохновением. Нечасто в Москве представляют на большой сцене такое изобилие разных композиторских стилей и еще реже можно увидеть всех авторов вживую и пообщаться с ними. Конкурс «Партитура» в очередной раз подтверждает свою значимость в развитии современной музыкальной культуры и знакомит публику с произведениями, которые, возможно, станут классикой завтрашнего дня.
Трансляции открытых прослушиваний проходят на медиаплатформе «Орфей», там же можно посмотреть запись предыдущих читок.
Конкурс «Партитура» продолжится 8 октября в Большом зале Московской консерватории. За дирижёрский пульт МГАСО встанет худрук Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев. Прозвучат произведения для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром. Для зрителей вход на все прослушивания бесплатный по регистрации.
Наталия Сергеева
Радио «Орфей»