Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член жюри III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура», композитор Юрий Потеенко:
Когда мы говорим «композиторы, начинающие писать для кино», в первую очередь, я понимаю, что у нас есть две группы людей.
Первая группа — это молодые люди, которые получили какое-то музыкальное образование в музыкальной школе, в музыкальном училище, в консерватории и потом начинают писать для кино. А вторая группа — это те люди, которые не окончили музыкальную школу, а может быть, и вообще в ней не учились, достигли какого-то половозрелого возраста, и в них появилось желание сочинять музыку для кино; и они сами по себе люди очень музыкальные, слышащие, одарённые, но совершенно необразованные.
И вот здесь я буду говорить самые крамольные вещи. Дело в том, что композиторы, которые прошли обучение в музыкальной школе, музыкальном училище и консерватории, в большинстве случаев оказываются очень малообучаемыми для кино. Они практически не могут внедриться в другую систему оценки музыки, чем та, к которой они привыкли, обучаясь академической музыке.
А вторая половина лиц, которые абсолютно чисты с точки зрения музыкальной науки и музыкальных знаний, — способны на креатив, на какие-то революционные находки, но они ничего не могут с этим поделать. Знаете, как говорят иногда в шутку про певцов? Есть певцы, которые имеют голос, но не умеют петь, а есть те, которые умеют петь, но не имеют голоса. Вот с начинающими композиторами для кино ситуация очень похожа.
Что касается советов, которые можно дать начинающим композиторам, то, прежде всего, самый важный и самый главный совет — обогащать себя знанием самых высоких, самых лучших, самых значимых образцов классической музыки. В ней всё давно сказано, в ней всё давно есть. Чем большими знаниями музыкальной литературы, самой музыки обладает композитор, тем меньше вероятность, что он будет по новой сочинять стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Радио «Орфей»
Когда мы говорим «композиторы, начинающие писать для кино», в первую очередь, я понимаю, что у нас есть две группы людей.
Первая группа — это молодые люди, которые получили какое-то музыкальное образование в музыкальной школе, в музыкальном училище, в консерватории и потом начинают писать для кино. А вторая группа — это те люди, которые не окончили музыкальную школу, а может быть, и вообще в ней не учились, достигли какого-то половозрелого возраста, и в них появилось желание сочинять музыку для кино; и они сами по себе люди очень музыкальные, слышащие, одарённые, но совершенно необразованные.
И вот здесь я буду говорить самые крамольные вещи. Дело в том, что композиторы, которые прошли обучение в музыкальной школе, музыкальном училище и консерватории, в большинстве случаев оказываются очень малообучаемыми для кино. Они практически не могут внедриться в другую систему оценки музыки, чем та, к которой они привыкли, обучаясь академической музыке.
А вторая половина лиц, которые абсолютно чисты с точки зрения музыкальной науки и музыкальных знаний, — способны на креатив, на какие-то революционные находки, но они ничего не могут с этим поделать. Знаете, как говорят иногда в шутку про певцов? Есть певцы, которые имеют голос, но не умеют петь, а есть те, которые умеют петь, но не имеют голоса. Вот с начинающими композиторами для кино ситуация очень похожа.
Что касается советов, которые можно дать начинающим композиторам, то, прежде всего, самый важный и самый главный совет — обогащать себя знанием самых высоких, самых лучших, самых значимых образцов классической музыки. В ней всё давно сказано, в ней всё давно есть. Чем большими знаниями музыкальной литературы, самой музыки обладает композитор, тем меньше вероятность, что он будет по новой сочинять стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Радио «Орфей»